Групповые и индивидуальные формы работы на уроке - 11612

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения в процессе изучения темы физики "Гравитационные явления" - 9264

Методология динамического баланса - основа сохранения психологического здоровья личности в учебном процессе - 7798

Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования - 7604

Может ли школьная оценка быть справедливой? - 6297


      Может ли человек бежать быстрее своей тени? Почему? >>>

Раздел: Публикации
Автор статьи: Скулов Павел Владимирович
Добавлено:22:45:19 08.11.2006

Методология динамического баланса - основа сохранения психологического здоровья личности в учебном процессе

«Истоки музыки лежат далеко. Она рождается из меры, и корни ее в великом Едином. Великое Единое рождает два полюса: они рождают силу темного и силу светлого. Когда на земле мир, когда все вещи в состоянии покоя и все в своих превращениях следует своему Верховному началу, музыка может быть завершенной. Если страсти не толкают на неверный путь, она достигает совершенства. Совершенная музыка имеет свои истоки. Она возникает из равновесия. Равновесие рождается из справедливости, а справедливость рождается из смысла вселенной. Поэтому о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл вселенной.
Музыка зиждется на гармонии неба и земли, на соразмерности темного и светлого…»

Отрывок главы о музыке книги Ли Бу-вей «Весна и осень». Герман Гессе «Игра в бисер».

Великая гармонии загадка!
А всё негармоничное так шатко,
И в музыкальных опытах Вселенной
Лежат истоки жизни вдохновенной.
Но жизнь моя не может быть прекрасна,
Когда она бесцветна и бесстрастна…

Т.А. Коробкова

Личность – ключевое понятие современной гуманистической науки. Формирование личности, создание условий для ее развития – вот цели образования. Задача психологического здоровья личности на сегодня актуальна и не имеет однозначного решения. Только системный анализ может привести к доведению этой задачи до реальных технологических подходов. Научной основой для такого анализа может служить теория динамического баланса. Применяя данную методологию, возможно в должной мере интегрировать и дифференцировать знания философии, психологии, педагогики и методики преподавания.
В частности исследуются гармонично взаимосвязанные процессы дифференциации и интеграции как естественные процессы эволюционирования любой системы, в том числе и педагогической. Отсутствие интеграционных процессов приводило бы к разрушению систем вследствие отсутствия структур, объединяющих в единое целое появляющиеся новые элементы и соответствующие связи. Сами же интеграционные процессы в свою очередь являются причиной дифференциации элементов системы. Таким образом, эти два противоположных диалектически взаимосвязанных процесса представляют единый механизм адаптации и развития систем, что имеет непосредственное отношение к способам сохранения и поддержания здоровья. Важно, чтобы эти процессы находились между собой в должном сбалансированном соотношении.
Проблема психологического здоровья личности может быть выделена как структурная и наиболее важная часть общего гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. По оценке известных психологов, занимающихся данным направлением, психологическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонией жизненных сил человека. Л.Д. Демина и И.А. Ральникова пишут о том, что важным критерием его выраженности является феномен психического равновесия – гармонии взаимодействия эмоциональной, волевой и познавательной сфер личности. Только при таких условиях индивид способен поддерживать, осуществлять и развивать (в должном соотношении), индивидуальную и социальную субъектность в изменяющемся мире. Социальное и психологическое здоровье следует рассматривать как меру активного и автономного поддержания и развития жизненных сил [3, С.38-39].
Уместно вспомнить «Золотое правило» выдающегося физиолога И.П. Павлова, по которому осуществляется саморегуляция внутренней среды (в том числе и нейрокомплекса) организма, а также теорию функциональной системы П.К. Анохина [1], которые убедительно подтверждают выше сказанное о психологическом здоровье.
На наличие феномена динамического равновесия или точнее динамического баланса указывают многие ученые и представители других, непедагогических наук. Например, известен принцип бухгалтерского учета, сформулированный в свое время Э. Шмаленбахом, который является основой бухгалтерского баланса. Закон внутреннего динамического равновесия, как известно, является одним из основных экологических законов и т.д.
Давно замечено проявление фрактальности (взаимоподобия) различных систем как основного их свойства. Если применять к описанию явлений природы системный подход и методологию динамического баланса, то становится очевидным, что системы различных иерархических уровней, отличающихся морфологически, подчиняются функционально одним и тем же принципам и законам, действующим в природе. Такого мнения придерживаются А.Н. Исаенко, С.А. Денискин, И.А. Крупнов [4, С.14]. В психологии о существовании явления динамического баланса и возникающих проблемах при диссонансе говорили в свое время такие известные ученые, как Ф. Хайдер (теория когнитивного баланса), Л. Фестингер (теория когнитивного диссонанса), М. Дж. Аптер (теория реверсивности) и другие. З. Фрейд считал, что психические нарушения есть следствие конфликтов, возникающих при рассогласовании (дисбалансе) целей, которые ставит человек, и средств их достижения. Л. Фестингер отмечает, что практически всегда существуют когнитивные элементы, соответствующие внутренним убеждениям, и элементы, соответствующие внешним формам поведения, которые отчетливо противоречат между собой. Важнейшей целью человека является устранение возникающего когнитивного дисбаланса [7, С. 125].
Однако стремление индивида к сохранению целостности своей структуры, поддержанию постоянства внутренней среды - очень важная, но не единственная задача, которую приходится решать в процессе жизнедеятельности, в том числе и в процессе овладения знаниями. В.Г. Леонтьев, анализируя базовый мотивационный механизм личности, указывает на противоречивость двух идей, (человек приспосабливается к миру или приспосабливает его к себе), по своему объясняющих его устройство. Автор успешно разрешает эту проблему на основе закона динамического баланса, пользуясь категориями диалектики. Он показывает, что достижение равновесия в одной системе вызывает неравновесность, следовательно, причину активности личности в другой [5, С.99-107]. Важно при этом отметить, что достижение внутреннего баланса - не самоцель. Лишь при его достижении (что возможно и желательно) индивид может в полной мере ставить собственные цели и достигать их. Таким образом, все описываемые процессы можно считать нормальным здоровым механизмом адаптации человека в мире других систем, на основе транзактного взаимодействия имунного комплекса, гормонального и нейрокомплекса, действия которых определяются общей целью и принадлежностью одной системе.
Давно замечено, что мир устроен полярно. Философы многие годы решают проблему единичного и общего, психологи - выбирают, что лучше - холизм или элементализм; в педагогике – «вечная» проблема взаимоотношения индивидуального и коллективного; в математике рассматриваются сложные взаимодействия дискретного и непрерывного и т.д.
Ведущие персонологи Л. Хьелл и Д. Зиглер и их предшественники выделяют, например, такие основные элементы личности, которые не являются тождественными, а скорее выглядят ее противоположностями: свобода-детерминизм, рациональность-иррациональность, холизм-элементализм, изменяемость-неизменность, субъективность-объективность, конституционализм-инвайронментализм и т.д. [8,С.40]. Среди психологов нет единого мнения. К какому из полюсов данных континуумов в том или ином случае ближе человек, зависит от самого исследователя. Например, К. Роджерс утверждал, что человек является личностью, творящей смысл своей жизни, а Б. Скиннер, напротив, говорил, что автономный человек – это изобретение, которое придумали для объяснения «необъясняемых» с точки зрения бихевиоризма явлений. Понять такое расхождение во мнениях можно на основе методологии динамического баланса.
Подобные идеи высказываются и сторонниками синергетики. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др. рассматривают личность как динамическую структуру – процесс. В.В. Василькова задается вопросом о соотношении хаоса и порядка: «можно ли отождествлять порядок с устойчивостью системы или динамические изменения ее структуры - есть залог ее жизнедеятельности?» [2,С.1-3]. С точки зрения синергетики, наиболее устойчивые комбинации возникают в движении, на перемещающейся границе хаоса и порядка. Правильнее такой процесс называть статико-динамическим, т.к. нахождение системы в том или ином аттракторе является относительно стабильным периодом ее функционирования и развития.
В научных кругах известна идея существования наиболее устойчивых красивых комбинаций на границе баланса двух нетождественных явлений, выраженных в идеях преформизма (источник и план развития в самом живом) и эпигенеза (развитие под действием условий окружающей среды) о зарождении и развитии живого. И. Лалаянц справедливо указывает на то, что с появлением квантовой физики такое понимание прочно утверждается в науке.
В учебном процессе (при рассмотрении его как системы) тоже можно выделить элементы, являющиеся своего рода взаимосвязанными противоположностями. Причиной конфликтов (в системах различных уровней) является дисбаланс в межэлементных и межсистемных отношениях. Исторически интуитивно в педагогической практике появилось понимание необходимости стремления к гармонии элементов системы, что явилось основой для некоторых дидактических принципов. Например, всем известны принципы: научности и доступности обучения, связи теории с практикой, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей. С точки зрения методологии динамического баланса все эти принципы есть частное проявление одного – принципа динамического баланса. По всей видимости, не совсем правы те представители науки и практики, которые ратуют за развитие какой либо одной крайности. Например, либо за высокую степень научности в обучении, либо за высокую степень доступности и т.д. С позиций системного подхода и теории динамического баланса все это элементы одной системы, которая должна четко функционировать и развиваться при наличии той и другой полярности.
В диалектике присутствует частичное понимание данных процессов, и называется это законом единства и борьбы противоположностей. К сожалению, на предыдущем этапе ее развития обществом неверно был определен источник развития системы (борьба противоположностей; и чем сильнее, тем быстрее развитие) с постановкой соответствующих целей и действий. Такое понимание источника развития и движущих сил в результате часто приводит к истощению и деградации систем.
Необходимо отметить в этом процессе и наличие третьей стороны – силы, регулирующей взаимодействие этих элементов. В учебном процессе обычно ее представителем является учитель. Грамотный учитель способен определить, в какую сторону и когда необходимо сместить точку временного равновесия в зависимости от состояния обучаемых, темы урока, текущего момента и других управляющих факторов. Опытный специалист соотносит свои действия с красотой протекаемого процесса. Красота по мнению академика П.В. Симонова является в том числе и способом информационного обмена сверхсознания с другими подсистемами психики человека и определяет меру того или иного баланса.
Циклическое движение точки равновесия может образовывать как восходящую, так и нисходящую спираль развития. Если учитель своевременно поддерживает добрую волю учащихся, и сам, проявляя добрую волю, организует учебный процесс, понимая общую выгоду, смещает точку равновесия в ту или иную сторону – происходит циклический процесс эволюции системы (элементы - учитель и учащиеся - испытывают положительные эмоции). Если же учитель не противодействует негативным желаниям учащихся, а потом и сам предъявляет никому невыгодные требования, идет процесс деградации системы (элементы испытывают отрицательные эмоции). Следовательно, важнейшей задачей подготовки будущего учителя является развитие чувства прекрасного, обучение технологии нахождения необходимого баланса интересов взаимодействующих сторон. Необходимо рассмотрение этих вопросов на примере организации учебного процесса в различных классах, на различных этапах урока при изучении различных тем изучаемого предмета.
В здоровом организме сколько вещества клетка может перерабатывать в единицу времени, столько она поглощает и выделяет. На другом иерархическом уровне человек должен получать в единицу времени столько информации, сколько перерабатывает и производит собственной. Очень важно знать и помнить это, организуя учебную деятельность, и видеть процесс в единстве двух противоположностей - учителя и ученика. Иногда в процессе информационного обмена не учитывается действие закона динамического баланса, что приводит к постоянной борьбе противоположностей и дисбалансу различных элементов и систем в психике, следовательно, к нездоровью как биологических, так и социальных организмов (систем).
Подобное происходит, когда предъявляются завышенные или заниженные требования, когда внутренние и внешние мотивы не совпадают, когда преобладают лекции в ущерб самостоятельной учебной работе и наоборот, когда отсутствует баланс между индуктивными и дедуктивными методами, эмоциональным и рациональным познанием, эвристикой и интериоризацией, креативностью и интеллектом, интроверсией и экстраверсией, учебной и игровой деятельностью, напряжением и релаксацией, репродуктивными и творческими методами обучения, индивидуальными и коллективными формами учебной деятельности, целями и методами обучения, познавательными интересами учащихся и требованиями образовательных программ, личными и общественными интересами, выполняемыми задачами и материальным стимулированием, и т.д. и т.п., о чем мы уже писали достаточно подробно в научных журналах и сборниках конференций, в том числе, публикуя информацию на персональном сайте и других ресурсах в интернете [6].
Заметим, что знаниевая и гуманитарная парадигмы образования тоже не должны противоречить друг другу, и вопрос их взаимоотношения должен решаться на основе методологии динамического баланса.
Выполнение принципа динамического баланса должно быть заложено в технологию обучения. Будущие учителя физики должны быть не только здоровы сами, но и уметь сохранить здоровье своих учеников. Владея данной методологией, учитель может автономно и свободно, осознавая личностную причинность (несомненные условия психологического здоровья), осуществлять полезную для себя и общества деятельность.
Литература
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Наука, 1980.- 196 с.
2. Василькова В.В. Характеристики (атрибуты) порядка и хаоса: от древних космогонии к современной синергетике. http://www.xaoc.ru
3. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 144 с.
4. Исаенко А.Н., Денискин С.А., Крупнов И.А. Организм: одноклеточный, многоклеточный, социальный. Челябинск: Цицеро, 2004. – 84 с.
5. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.-Новосибирск: ГП «Новосиб. полиграфкомбинат», 2002.-264 с.
6. Скулов П.В. Персональный сайт http://physfac.bspu.secna.ru/home/sculov/
7. Фестингер Леон Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ.-СПб.:”Речь”, 2000.-320 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Питер Ком, 1999.- 608 с. –(Серия Мастера психологии).
7798

Количество просмотров: >

Страница сгенерирована за 0.013902 секунд !
Web-design: Клюев Максим     © Павел Скулов